Наладить контакт: что У НИХ в голове?

«Что у них в голове? Как они видят этот мир, видят ли меня, если я обращаюсь к ним? Как понять, хорошо ребенку, плохо, как общаться?»

Такими вопросами и тревожными мыслями поделился один из наших новых друзей-волонтеров во время поездки к подопечному ребенку с диагнозом ДЦП. И я задумалась. А ведь действительно! Эти и множество других вопросов возникает в голове людей, когда они впервые сталкиваются с особенными детьми – будь то ребенок с ДЦП, аутист или слабо-видящий/слышащий. Первая эмоция – шок, ступор, непонимание, что делать и как говорить с таким ребенком. Сегодня мы стали цивилизованнее, гуманнее в выборе слов: на смену обреченному «ребенок-инвалид» пришли корректные синонимы «особый ребенок», или ребенок с ограниченными возможностями. Мы научились казаться воспитанными, но вот как быть в общении с подобным человеком, тем более маленьким, до сих пор не знаем. Поэтому покопавшись в интернете и пообщавшись с психологом, я решила составить небольшие инструкции, как налаживать контакт с особенными детьми.

ДЦП: внимание – обычному общению

Одной из главных проблем, которую испытывает ребенок с параличом – это отношение к себе, как к «белой вороне», которая обязательно хуже других. Такие дети в большинстве случаев ненавидят жалость, сквозящую в возгласах окружающих типа «несчастное, бедное дитятко». Поэтому самое главное при налаживании контакта с такими малышами – дать им возможность почувствовать себя обычными, самостоятельными людьми, а не жертвами злого рока.
В общении воспринимайте маленькую личность, а не ее диагноз, обращая внимание на смысл слов, а не неконтролируемые движения. Кстати, о последних. Они никак не связаны с душевным состоянием малыша, поэтому не нужно постоянно говорить что-то типа: успокойся, не нервничай.
Но наблюдать за ребёнком очень важно. За теми сигналами, которые он нам посылает. Даже если это стереотипные движения – мы знаем, что этот ребёнок все время раскачивается или руку ко рту тянет. Но в каждом таком действии очень много информации – он рассказывает то, чего ему не хватает. Может быть, ему не хватает каких-то тактильных стимулов: например, он у себя плохо чувствует область вокруг рта, тогда он может очень сильно эту область на себе царапать. Или другой ребёнок, допустим, раскачивается или вращает головой или скрипит зубами – это нехватка вестибулярных стимулов.
Главные правила при общении – предупреждать о своих действиях, о том, что сейчас будет происходить. Причём предупреждать тем способом, который ребёнку будет понятен. И хорошо начать обращаться к ребёнку издалека, чтобы ваше появление не было слишком неожиданным. Если мы собираемся дотронуться до каких-то частей тела – тоже предупреждайте об этом и смотрите на реакцию. Можно использовать какой-то предмет-символ. Например, если вы предлагаете поиграть – покажите ребёнку мячик, а если кушать – покажите ложку.
Всегда говорите одинаковыми, простыми словами, не произнося лишних слов. Когда разговариваете с ребёнком, то находитесь с ним на одном уровне, чтобы он нас видел…

Инвалид по зрению: тонкости общения

Чтобы на миллионную долю приблизиться к пониманию того, как живет слабовидящий или слепой ребенок, достаточно завязать глаза непроницаемой повязкой и попробовать жить нормальной жизнью. Сразу пропадут мысли о том, чтобы сделать вид, что все, как всегда – захочется не только общаться, но и сделать нечто большее. Как?
• расскажите малышу во время прогулки о том, что вы видите, что вас окружает в обычной манере беседы о собственной жизни – просто будьте собой;
• если идете вместе, не нужно вцепляться в ребенка, словно голодная собака в кость, шагайте в привычной манере, как вы это делаете с обычным малышом;
• уделяйте особое внимание обращение по имени, особенно если рядом находится несколько человек, ведь дитя не видит взгляда, обращенного к нему;
• не бойтесь слова «смотри», не нужно виновато замолкать, споткнувшись на нем, не зная, что делать с возникшей паузой. В большинстве случаев люди воспринимают это слово абсолютно адекватно, потому что привыкли видеть «по-своему» – руками;
• при нахождении в незнакомом месте, дайте время маленькому человеку освоиться, помогайте ему собственными рассказами о местонахождении предметов и ни в коем случае не принуждайте насильно к каким-либо действиям типа «ты лучше посиди здесь»;
• говорите конкретно, избегайте общих фраз типа: стул стоит «вон там», замените на «он стоит у окна, слева».

Проверка «на слух» души

В зависимости от степени проблемы, существуют свои особенности общения с ребенком инвалидом по слуху. Общие же принципы ведения беседы таковы:
• помните, что слабослышащий или глухой ребенок не всегда может понять, что к нему обращаются. Поэтому прежде, чем что-то сказать, коснитесь плечика малыша или возьмите его за ручку;
• обязательно смотрите в глаза при разговоре, по вашему выражению лица, мимике, жесту ребенок успешно компенсирует недостающую информацию;
• старайтесь разговаривать с максимальной ровностью и четкостью, емкими и несложными фразами для того, чтобы малыш научился понимать вас по губам;
• при разговоре через переводчика, смотрите на говорящего, а не его дублера;
• главное, как бы парадоксально это ни звучало: не орите, срываясь прямо на визг! Несмотря на потерю слуха, детки могут сохранить повышенную чувствительность к громким звукам.

Аутизм, проблемы с речью: навстречу гению

Практически всем известно, что общение с аутистами – одна из самых сложных проблем ввиду замкнутости таких детей, сосредоточении на своем собственном мире, в который трудно попасть постороннему. Улучшить ситуацию можно только одним способом – стать своим, дав ребенку время привыкнуть к себе. Ни в коем случае не стоит при этом навязываться, предлагайте «себя маленькими порциями», просто будьте рядом, делая крохотные шаги навстречу. Альтернативный способ общения в таких случаях – разговоры картинками, карточками, альбомами или посредством современных мобильных технологий.
Из-за непонимания окружающих, невозможности выразить свои желания или физического дискомфорта, который вызван повышенной сенсорной чувствительностью, ребенок-аутист может проявлять агрессию, срываться на крик и слишком нервничать. В таких случаях лучше оставить его в покое, наедине с собой.
Если рядом ребенок с проблемами с речью – будьте терпеливы. Проявляйте терпение, дослушивайте ребенка даже при самых больших трудностях, стараясь не перебивать, не ускорять/замедлять и не стараться закончить фразу за него. При этом очень важен зрительный контакт. Если ребенку проще общаться в письменной форме, не отказывайтесь от подобного варианта.

Подводя итоги, следует отметить, что вне зависимости от диагноза, принципы особого политеса одни: принятие ребенка в качестве полноправного члена общества, у которого в мире своя роль и которому нужно всего лишь преодолеть небольшие стены из физических и психологических барьеров. И задача окружающих в данном случае – помочь в этом. А не строить очередную стену, имя которой – равнодушие.